2022-й: «Разлука будет без печали»

Опубликовано: № 31-32 (828-829), 30 декабря 2022 г.

2022 год менее всего ассоциируется с праздником. В индивидуальной и коллективной памяти он останется в числе окрашенных в мрачные тона. Одна из главных причин этому — события, разделившие нашу жизнь на "до" и "после". Речь — о том, что происходит на Украине, где 24 февраля началась специальная военная операция (СВО). Сейчас в интернете популярен ролик — у людей прямо на улице спрашивают, какой вопрос они задали бы главе государства, не будь отменена его традиционная ежегодная прямая линия. Почти все говорили о том, что спросили бы, когда закончится СВО? Никто из героев ролика не интересовался, чем она закончится. На сей счёт разброс мнений и суждений весьма широкий, но сама действительность обрубает крайности — как ура-патриотические, так и пацифистские, делая из людей циничных прагматиков, рассуждающих порой так: допустим, разгромлена регулярная армия противника, подавлено сопротивление нацбатов, но что делать дальше с огромной территорией, превращённой в руины, с озлобленным, стремительно нищающим населением? Что делать стране, в которой и без того последние восемь лет снижается уровень жизни и которая находится под калечащими её экономику санкциями?..

Традиционный ежегодный обзор наших публикаций начнём вот с чего. Наше издание, целиком зависящее от своих читателей, естественно, не могло обойти вниманием главное событие года — СВО. И мы, идя им навстречу, предоставляли газетные страницы для выражения различных точек зрения. Как сторонников спецоперации, так и тех, кто воспринимает её критически. Публикации в прошлом номере («Тоска по Чичикову») и в сегодняшнем («Россия и Украина: противостояние было неизбежным») ярко иллюстрируют такой подход. Мы по-прежнему верны старому драгоценному вольтеровскому принципу, суть которого в готовности предоставлять возможность высказывать людям позицию даже в случае, если эта позиция нам не по душе. Мы не только уважаем своих читателей, но и верим, что им самим под силу разобраться в происходящем, в каком бы кривом зеркале оно не изображалось.

Многие из наших земляков, проживающих в приграничных муниципалитетах, мечтают сегодня о том, чтобы их прежде спокойная жизнь не нарушалась участившимися в последнее время обстрелами и взрывами. Поначалу руководство региона замалчивало эти инциденты. Первым о недопустимости такой практики заговорил в апреле на заседании облдумы депутат А. Архицкий. Это вызвало взрыв эмоций у главного "молчуна" — губернатора, заявившего, что всю необходимую информацию можно найти в сетях и на телеканалах "Россия 1", "Россия 2" и "Россия 24" и потребовавшего отключить микрофон депутату, неудовлетворённому таким ответом. Об этой перепалке и о том, что за ней последовало, мы рассказали в публикации «Молчание губернатора. В знак чего?» (номер за 6 мая). После этого ситуация стала меняться, и сейчас одним из главных информационных каналов, через которые идут сообщения о приграничных ЧП, является страничка губернатора в соцсети ВКонтакте. Другое дело — что эти сообщения дают неполное представление об инцидентах. А об анализе их причин нет и речи.

На протяжении всего 2022 года мы старались не упускать из виду и региональные события. В их освещении, в отличие от других СМИ, ориентированных в первую очередь на интересы власти, у нас своя оптика. Главным образом критическая. К примеру, власть через подручные пропагандистские рупоры то и дело твердит о промышленном росте. Часто локомотивом этого роста называется Брянский машиностроительный завод. А мы в номере за 17 февраля в публикации «Профсоюзная схватка под крышей БМЗ» показали изнанку успехов машиностроителей, когда им навязывают карманный профсоюз, который далёк от стремления по-настоящему защищать интересы работников, и, напротив, склонен безропотно взирать на всё более жирующую заводскую бюрократию. А многим строителям, наверное, запомнилась большая статья «Под судейским прикрытием» (номер за 25 марта), в которой мы продолжили рассказывать, как ловкими рейдерами при полном попустительстве власти уничтожается ещё недавно одно из самых успешных строительных предприятий области ООО СКФ "Комфорт". Кому-то покажется, что роль власти в подобного рода ситуациях ограничена, но тут имеется в виду потеря солидных налоговых поступлений, рабочих мест — того, о чём любая власть должна радеть деннo и нощно. А в случае с, например, прежде почившей птицефабрикой "Снежка" речь ещё и о продовольственной безопасности региона (сегодня на Брянщине нет ни одного предприятия по производству яиц).

В уходящем году мы не раз возвращались к печальной судьбе ещё одного брянского предприятия — находившейся с начала богомазовского губернаторства в подвешенном состоянии фабрики мороженого, которая строилась за бюджетные средства. По мнению председателя совета директоров предприятия В. Коробко, главным интересантом такого состояния являлся вице-спикер областной Думы, "ночной губернатор" С. Антошин, причастный к производству сладкого продукта за пределами области с последующей продажей его на Брянщине. Ну а могильщик предприятия — главный распорядитель бюджетных средств региона губернатор А. Богомаз. О связи этой "сладкой парочки" говорено уже не раз, но оба периодически кокетливо от этого открещиваются. Последний раз г-н Богомаз попытался отрицать эту связь в интервью телеграм-каналу "16 негритят". В публикации «Антошин и Богомаз: "как это связано?"» (номер за 15 сентября) был ещё раз дан ответ на этот ставший давно риторическим вопрос. Что до судьбы брошенного предприятия, то она прояснилась под конец года. Как нам сообщил конкурсный управляющий АО "Брянское мороженое" Г. Алёшечкин, предприятие так и не удалось сохранить как единый производственный комплекс, о чём мечтал Виктор Михайлович Коробко, спасший в своё время не одно подобное производство. Запущен процесс реализации оборудования по частям. Приезжавшие осматривать выставленное на продажу оборудование предприниматели из северной столицы высказывали недоумение по поводу безразличия и беспомощности, с которыми областное правительство допустило уничтожение практически достроенного предприятия.

Но если бы беспомощность имела место лишь в отношении объекта, который строился ещё при экс-губернаторе Н. Денине. Она всё чаще проявляется на так называемых богомазовских стройках. В публикациях «…На себя оборотиться» (номер за 24 ноября), «…Коли рожа крива» (номер за 22 декабря) мы проанализировали причины выявленного крупного брака при строительстве спортивных объектов в Брянске и Новозыбкове. Всю вину и Богомаз, и поддакивающий ему Антошин возлагают на подрядчиков. Достаётся немного и чиновникам, которые закрывают глаза на плоды строительных трудов. Но первопричина, по нашему убеждению, связана с вопросом о том, как вообще распределяются подряды, всё ли учитывается при этом. К примеру, деловая репутация подрядчиков, которых, накосячивших, по выражению губернатора, потом приходится с превеликим трудом "выдворять". Работает ли давно обещанная практика составления так называемых чёрных списков недобросовестных подрядчиков? Скорее всего, нет. На такой вывод наталкивает одно красноречивое обстоятельство: губернатор, метавший громы и молнии в адрес фирм-бракоделов, так и не называл, кто они, чьи действия ведут к резкому удорожанию объекта и, как следствие, дополнительным бюджетным расходам.

Аналогичная ситуация и со строительством детских дошкольных учреждений. Благодаря депутату облдумы К. Павлову, нажавшему на прокуратуру, были вскрыты грубейшие нарушения при их строительстве. В прошлом номере в корреспонденции «Гниль гнилью погоняет» мы рассказали об очередной попытке депутата привлечь внимание к тому, что в ряде вопиющих случаев бракоделы не спешат ликвидировать допущенные нарушения, надеясь, видимо, на истечение гарантийных сроков. Показательно при этом, как реагируют и в областном правительстве, и в областной Думе на павловские усилия. Казалась бы, Константина должны благодарить за неравнодушное исполнение депутатских обязанностей и настойчиво потребовать от бракоделов устранить косяки. Сделав и для себя на будущее соответствующие выводы. Но вместо этого на него, чуть ли не единственного, кто отваживается обнародовать недостатки и нарушения, спускают всех "борзых". В Думе ему объявляется общественное порицание. Здесь, кстати, надо упомянуть ещё одну нашу публикацию из номера за 6 мая. В ней, с заголовком «Кишка тонка», рассказывалось о возмущении губернатора качеством строительства и ремонта дорог. Но в первую очередь в отсутствии должного качества опять же повинна руководящая региональная верхушка, которая, маскируя свою управленческую импотентность, склонна искать виновников дорожного брака вовне.

Репрессии против Павлова подвигают ещё раз к разговору о том, как власть предержащие в нашем регионе реагируют на критику. Реакция эта для нынешних реалий традиционная: всех критиков — к ногтю. Для этого используются различные рычаги: в одном случае — так называемая облдумская комиссия по этике и абсолютно зависимый от губернатора депутатский корпус (в отношении Павлова) в другом — обслуживающие высокопоставленных чиновников и депутатов силовые ведомства и суд. Этот другой случай касается бывшего навлинского милиционера С. Стручкова, которого в 2020 году приговорили за критику одного из губернаторских фаворитов по фамилии Добронравов к 160 часам общественных работ, которые были впоследствии по инициативе Стручкова заменены на лишение свободы в колонии-поселении. В борьбе за справедливость Сергею Петровичу пришлось дойти до саратовского Первого кассационного суда, который одёрнул заглядывающих в губернаторский рот брянских коллег и заставил пересмотреть дело Стручкова. Пересмотр этот закончился оправдательным вердиктом. То бишь разворотом брянских арбитров на сто восемьдесят градусов. Об этом — наши публикации «Саратовская пощечина. Очередная» (номер за 19 апреля) и «Жажда прецедента» (номер за 15 сентября). Слово "очередная" в названии публикации говорит всё о той же практике обслуживания брянскими служителями Фемиды интересов чиновников и главного среди них по фамилии Богомаз. Это не есть что-то новое для наших реалий, но за девять лет, пока областной судебной системой руководили Е. Быков, а затем недолго его сменщица Н. Третьякова, такая практика расцвела пышным цветом. В уходящем году председателем областного суда стал А. Курганов, о чём мы проинформировали в заметке в номере за 1 июня «На Брянщине новый главный судья. По плечу ли ему окажется роль чистильщика подведомственных авгиевых конюшен?». Пока чёткого ответа на этот вопрос нет.

Куда более драматично, чем у Стручкова, сложилась судьба брянского предпринимателя А. Коломейцева, который осмеливался возвышать голос против не только того же Добронравова, но и самого Богомаза. Ему сшили новое уголовное дело, обвинив в воровстве теплоэнергии, осудили и отправили в уходящем году в колонию-поселение. Несколько дней назад он, отбыв срок, возвратился домой.

А теперь о криминале не придуманном, не высосанном из пальца. 2022 год запомнится крушением карьер двух известных на Брянщине персон. Речь о попавшихся на взятках главном враче одного из крупнейших лечебных учреждений региона — Брянской горбольницы № 1 — К. Воронцове и директоре областного департамента сельского хозяйства В. Торикове. Что руководило этими во многом очень разными людьми и что привело их с разницей в пару месяцев в СИЗО — об этом мы поведали в статьях «Что ж вы так, Константин Евгеньевич?» (номер за 28 февраля) и «Плагиат — взятка — арест» (номер за 7 апреля). Для возрастного Воронцова всё складывалось безоблачно: видная "медицинская" должность, плюс почти ни к чему серьёзному не обязывающее, но тёплое депутатское место в областной Думе. И вдруг — обвинение во взятке, враз обесценившее все прежние моральные накопления. У гораздо более молодого Торикова карьера только шла на подъём, её крушение больно ударило и по занимавшему до ареста сына должность проректора Брянского государственного аграрного университета отцу, под началом которого защищали свои во многом липовые кандидатские диссертации Богомаз и его супруга. О плагиате в диссертациях четы Богомазов ещё в 2013 году подробно рассказало федеральное интернет-издание "Газета.ру". Никакого возмездия за научное воровство не последовало. Если не считать ареста сына того, кто когда-то этому воровству посодействовал.

В октябре Брянщина потеряла такую известную личность, как Александр Сергеевич Субботин. Вот кто не посрамил всё то, чем занимался! Ни свою научную деятельность, ни чиновничью карьеру, ни свои фермерские дела, которые захватили его под конец жизни. Был Александр Сергеевич соавтором материалов о сельском житии-бытии. Повинуясь зову своего неравнодушного сердца, он исследовал процессы, происходящие в отечественной и областной сельскохозяйственной отрасли. И пришёл к не очень "патриотическим" выводам о нашем отставании. Вот эти выводы из интервью «Брянское село: между прошлым и будущим» (номер за 22 июня): «…изумляют эти хвастливые речи про наши сельхоздостижения. Позвольте, это той же Европы достижения, которая создала такую высокопроизводительную технику, свои эффективные технологии, семена, химикаты… Об этом надо постоянно помнить»; «За 30 лет не сделано ни одного трактора, более-менее сопоставимого с зарубежным. Нет и своих прицепных механизмов…». Через месяц, в июле, мы опубликовали вторую часть субботинского интервью, теперь уже с неутешительным для родного края выводом, вынесенным в заголовок: «Мы как были в последнем вагоне, так и остаёмся в нём». Этот вывод касается такого ключевого показателя, как среднедушевое производство продукции. И по нему Брянская область уступает всем соседям — орловчанам, калужанам, курянам, смолянам. Более развёрнутая картина брянского аутсайдерства была дана в его незаконченном исследовательском труде «Цена богомазовского "изюма"» (номер за 31 октября). Увы, эта публикация вышла в свет уже после внезапной кончины автора.

Задолго до того, как с "Комсомольцем Брянска" стал сотрудничать Субботин, мы показывали, чего на самом деле стоит непрекращающееся хвастовство брянской власти. Оно разлилось толстым слоем по подконтрольному ей медийному полю. В верноподданничестве продажных "акул пера" губернатор не сомневается. А вот выходить с отчётом об итогах работы возглавляемого им областного правительства перед областным депутатским корпусом опасается. Да так опасается, что его приходится толкать на облдумскую трибуну с помощью прокурорских пинков. В истекающем году глава области решился отчитаться за год предыдущий только в июне. Вопрос о его отчёте был внесён в повестку дня в последний момент. Сделали это, видимо, для того, чтобы думская оппозиция не успела подготовить острые вопросы. Но их и готовить не надо, всё ведь на поверхности. К примеру, самая высокая среди регионов-соседей летальность от коронавируса, выше она оказалась и среднероссийского показателя. С этим во многом связано и резкое сокращение численности населения. А ещё, как говорилось в июньской публикации «Зеркало для губернатора», из малочисленного, но достаточно ершистого стана оппозиции сыпались вопросы о падении объёмов производства в региональном сельском хозяйстве, о плохом качестве строительства и ремонта дорог, о том же браке при строительстве детсадов и пристроек к ним... Как видим, эта унылая картина не меняется. На днях, к слову, её дополнило сообщение нескольких средств массовой информации о том, что Брянщина стала одним из лидеров по приросту младенческой смертности. Это и есть объективная оценка не только нынешнего состояния областного здравоохранения, но и качества самой жизни.

Мы упоминали слово "оппозиция". На Брянщине она есть, но очень слабая, которую к тому же и всячески душат. В этом удушении участвуют и местные жириновцы, несмотря на то что на федеральном уровне их коллеги постоянно декларируют какую-то свою оппозиционность партии власти — единороссам. Единственное, чем, наверное, запомнились брянские соратники приснопамятного Жирика, так это провалившейся в итоге инициативой назвать одну из брянских улиц его именем. Инициативу толкал всё тот же Антошин. Наша газета посвятила этой теме две публикации с говорящими заголовками: «Мерзость какая!» (номер за 21 мая) и «Улица Жириновского: бывшие соратники против» (номер за 22 июня).

Продолжала рассказывать газета и о не первый год длящемся уничтожении памятника федерального значения — усадьбы А.К. Толстого в Красном Роге. Здесь незаменимым было боевое перо Валерии Даниловны Захаровой — главной защитницы этого теперь уже во многом превращённого в руины культурного объекта. Назовём только одну её публикацию, заголовок с подзаголовком которой дают красноречивое представление о нынешнем состоянии памятника — «"Охранители" сняли охрану и ничто уже не препятствует уничтожению усадьбы А.К. Толстого под видом её реконструкции» (номер за 31 октября).

В этом обзоре мы упомянули далеко не все наши публикации. Но и упомянутые дают достаточно полное представление о том, что 2022-й — год Тигра — был очень скупым на радостные события. Но даже они, в силу известных обстоятельств, были с грустной и тревожной "подсветкой". Поэтому и прощание с этим годом можно охарактеризовать известными лермонтовскими строчками: «Любовь без радости была, разлука будет без печали». Ну а каким будет год 2023-й, в котором по восточному календарю воинственного Тигра сменит мирный домашний Кролик? Оракулы-любители предсказывают наступление желанного многими мира. Политологи-профессионалы не против, но предупреждают: путь к миру будет тяжким и даже опасным, добавляя, что год может оказаться переломным. И не только относительно событий в соседней стране, но и в более глобальном смысле.

Редакция

Читайте ещё